Тест Люшера. Как правильно пройти его
Область науки, связанная с разработкой и практическим применением различных методов определения индивидуальных психологических способностей личности, называется психодиагностикой. Диагностика – это распознавание состояния предмета методом определения важных параметров этого объекта и отнесение к одной из диагностических категорий. Целью диагностики является прогнозирование поведения индивидуума и определение возможных методов психокорректировки. Базисными понятиями этой науки являются понятия: диагностические признаки и диагностические категории. Признаки в психодиагностике можно визуально наблюдать и фиксировать. Категории невозможно непосредственно видеть и регистрировать. Из-за отсутствия четких границ между этими понятиями появляется необходимость проведения комплексного анализа ряда признаков и симптомов, проведение психологического тестирования. Сегодня мы рассмотрим что же представляет из себя тест Люшера, как правильно пройти его.
Тест Люшера
В практической психологии существует большое количество разнообразных психодиагностических методов. Самым популярным считается тест Люшера, основанный на восприятиях и цветовых предпочтениях человека с последующим толкованием их значений. Клинический метод, при котором окончательный диагноз основан на тщательном исследовании различных данных. Следует отметить, что этот метод не требует проведения большого числа разнообразных тестов и наблюдений, профессиональный опыт и тонкая интуиция психолога являются достаточными факторами для прочтения и анализа зафиксированных данных.
Психодиагностика опирается на следующие методы обследования объекта:
- проведение бесед;
- наблюдение поведения;
- анализ трудовых навыков и тестовых данных.
Все эти методы должны проводиться в тесном контакте на доверительной основе, этим можно добиться получение достоверной информации. Беседа – самый эффективный способ получения субъективных данных о внутреннем мире и психологическом состоянии человека. Кроме того беседа представляет собой коммуникационный контакт между собеседниками и может выполнять психотерапевтические функции. Другой вид клинической диагностики – анализ трудовой деятельности человека не дает полной картины, так как подвержен субъективной оценке. Наблюдение используется редко по причине долговременности, поэтому рекомендуется его применение в комплексе с другими методами. При проведении психодиагностики удачно совмещаются два психометрических метода: наблюдение и беседа.
Субъективные виды психодиагностики
К субъективным видам психодиагностики относится тестирование, основанное на расчетных данных. Несмотря на точность информации, полученной при проведении теста, этот метод не дает гарантированных выводов. Проблема заключается в сложности правильной интерпретации и толкования, а также влияние фактора субъективизма в анализе итогов тестирования. Эту группу методов также называют проективными, так как в их основе лежит принцип проекции (переноса) внутренних желаний, личных свойств характера и психики на других людей. Творческий неординарный подход и высокий профессионализм психолога обусловливает успех данного метода психодиагностики. Роршах, Розенцвейг и Люшер являются авторами известных и апробированных разработок проективной методики. Например, для исследования детей с еще неразвитой речью применим тест Роршаха - диагностика по рисункам и картинкам. Ребенок должен рассказать свои ассоциации по рисунку, на котором изображены черные и цветные пятна в количестве пяти штук. При расшифровке данных этого теста важное значение придается каждому внешнему проявлению и нюансу со стороны исследуемого. Усложненный вариант рисуночного теста дан в разработке Розенцвейга: испытуемый должен дописать свое предложение-выход из ситуативного конфликта, исходя из своего видения проблемы. Полученные по 24 картинкам ответы несут информацию о характере человека, о степени эмоционального напряжения и его поступках в разрешении негативных жизненных ситуаций.