
Сончас в детском саду организация, разнообразие и игровые моменты
Тихий час в детском саду — это очень важная часть дня. В период адаптации детей обычно стараются водить до обеда, но постепенно оставляют и на дневной сон. Сложность для воспитателя заключается в том, что есть дети, которые категорически не спят.
Даже если они просто лежат, это вполне может помешать соседям. Ведь у дошкольников силен коллективный разум: они часто стараются подражать друг другу. И если группа увидит, что кто-то не спит, реакция может быть неоднозначной.
Но при этом тихий час в детском саду очень важен и полезен для детей.
Как же правильно организовать сончас?
- Почитать сказку. Хотя такой вариант больше подходит малышам, то есть яслям или младшим группам. Средние и старшие уже засыпают самостоятельно. Следовательно, если уже вполне подросший ребенок отказывается спать, то это, вероятнее всего, какой-то протест или проверка. Обычно подобное случается при приходе в группу нового воспитателя или няни. Дети просто пытаются проверить взрослого "на вшивость". Но сказка или колыбельная - это идеальный вариант для совсем маленьких.
- Использовать игровой момент. Это небольшая и невинная хитрость, на которую ведутся дети любого возраста. Выражается это в том, что воспитатель пытается "договориться" с неспящими: предлагает небольшое соревнование, чтобы те лежали и не шумели. В награду за это им разрешается не спать. Итог, как правило, действенный: засыпают все, причем незаметно для себя, забывая даже про игру.
Важную роль играет и обстановка в спальне. Плохо, когда воспитательница подходит к дневному сну с недовольством и раздражительностью. Увы, многие укладывают детей силой: делая замечание, даже если ребенок случайно пошевелился или перевернулся на другой бок. Это точно не способствует нормальному здоровому сну. Дошкольники должны засыпать естественно, спокойно и мирно, а не от страха или слез. Последний случай часто встречается в младших группах, когда только идет адаптация. Домашние дети могут плакать и звать маму в течение всего дня, успокаиваясь лишь во время сна.
Могут возникнуть сложности с ребенком, который дома привык спать с любимой игрушкой. В сад приносить собственные игрушки запрещено, там имеются свои, так сказать, общие. И их тоже нельзя брать с собой в кровать. Обычно в такой ситуации воспитатель договаривается с родителями: говорить ребенку, что любимая игрушка смотрит на него и следит за его поведением. А вечером, когда он придет домой, будет его там ждать. Впрочем, данная привычка распространена среди малышей приблизительно до 5-6 лет. В подготовительной группе подобных вопросов уже не возникает.
Таким образом, организация детского сна в садике — это, безусловно, трудно. Бывает, что коллектив сам по себе проблемный и неуправляемый: там даже воспитанные и спокойные дети невольно втягиваются в хулиганство во время сончаса. Здесь уже приходится действительно проявлять строгость и даже повышать голос. Но если воспитательница ведет группу давно и помнит детей еще совсем крохами, то трудностей с засыпанием нет. Воспитанники доверяют ей.
источник статьи частный билингвальный детский сад на Новой Риге в Москве, RigaKids (https://rigakids.ru/).